- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, П. о. ориентируется на развитие личности; специфическая цель — приспособление учащихся к особенностям избранной сферы труда для реализации способностей и интересов каждой личности.
П. о. отличается от общего характером и направленностью осваиваемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием тех личностных установок и качеств, которые согласуются с профессией (специальностью). Различают профессионально-техническое образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.
Профессионально-техническое образование является начальной ступенью П. о.; основная цель — подготовка квалифицированных рабочих. Осуществляется: на базе основной школы без получения среднего образования (срок обучения 1—2 года); на базе средней школы (1—2 года); на базе основной школы с получением среднего образования (3—4 года).
Среднее профессиональное образование (среднее специальное образование) — уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего образования в соответствующих профессиональных учебных заведениях. Обеспечивает знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного выполнения работ определенной сложности, руководства первичными производственными звеньями, помощи специалистам высшей квалификации.
Высшее профессиональное образование — система, которая готовит дипломированных специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики.
Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) определяется государственными образовательными стандартами, которые включают федеральный и национально-региональный компоненты. Государство в лице федеральных органов исполнительной власти и управления устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, необходимый уровень подготовки выпускников. Региональный компонент П. о. отражает специфику конкретного труда с учетом национальных, природно-климатических и иных особенностей.
П. о. дают государственные и негосударственные учебные заведения, получившие лицензию и прошедшие аккредитацию. Возможно получение П. о. с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства, в форме самообразования и экстерната. Дипломированных специалистов (инженеров) по ОТ в РФ готовят с 1994 г. более чем в 90 вузах по специальностям: 330500 "Безопасность технологических процессов и производств" и 330100 "Безопасность жизнедеятельности в техносфере".
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.